Забайкалье. Август 1982 г. Из дневника

Наш маршрут:

п. Нестериха—п. Баргузин—р. Гремячий—Баргузинский хребет—р. Хожалый—р. Б.Чивыркуй— п.Чивыркуй—оз. Байкал—бухта Кедровая—бухта Змеиная—п.Курбулик—п. Катунь— п.Курбулик—п.Усть-Баргузин

Наступило 31 июля. Этот день мы очень ждали. 31 июля мы уезжали в Забайкалье для того, чтобы наконец-то понять, можем ли мы осилить поход ll категории сложности. Утром мы погрузились в поезд, распрощались с родителями и:

«Поезд фирменный «Россия»
Нас увозит далеко,
Впереди большие горы
И медведи о-хо-хо!»

4 августа мы вылезли на пустынную платформу вокзала города Улан-Удэ. Моросил мелкий дождь, и мы стояли на платформе с рюкзаками за спиной и ждали, когда же отойдет поезд, чтобы можно было перейти через ж/д полотно на другую платформу к зданию вокзала. Встретили нас трое каких-то мужчин, которые представились  руководителями  ДЭТС. Наконец поезд ушел, и мы двинулись к вокзалу, сопровождаемые удивленными  взглядами

многочисленных отъезжающих, провожающих и покупающих билеты. На привокзальной площади мы влезли в маленький автобусик, который доставил

нас к зданию ДЭТС, где мы бросили свои рюкзаки и разбежались кто куда. Руководители двинулись на вокзал покупать обратные билеты, а затем во всевозможные и всеразличные КСС. Завхоз в сопровождении особо доверенных лиц  отправился покупать продукты, а все остальные пошли в баню, чтобы смыть с себя грязь, которая накопилась на нас за время езды в поезде. На следующий день мы сели на все тот же автобусик и поехали на начальную точку нашего маршрута — поселок Нестериху. Приехали мы туда во второй половине дня и, как только устроились и поужинали, легли спать.

6 августа нас ожидало множество дел. Мы должны были провести разведку по р. Нестерихе, потренироваться броду через быстрые горные речки, и наконец кто-то из нас должен был съездить в п. Баргузин к местному учителю, который много лет ходил в походы с местными ребятами,  и узнать у него, что же ждет нас впереди.

Утром, позавтракав, мы отправились на разведку. Двое местных ребят проводили нас до начала тропы, и мы стали подниматься вверх по склонам, окружавшим р. Нестериху. Но нередко тропа спускалась к самой реке и шла вдоль нее, окруженная красивым кустарником, а иногда и лесом. Часто нам приходилось обходить прижимы, пробираясь по скалам и осыпям, а иногда и практически по воде. В конце концов мы пришли к выводу, что пройти через эти трудности нам невозможно. На обратном пути мы собирали грибы, которые росли прямо на тропе, и в конце мы шли уже так, чтобы только не наступить на них. Вернувшись, пообедали и устроили тренировку перехода реки в брод. А потом отдыхали, сушились, зашивались, готовились к предстоящему маршруту. Ужин был из трех блюд: 1. Грибы вареные. 2. Грибы жареные. 3. Грибы соленые. И уже поздно вечером, после ужина, к нам приехала Ольга , которая не смогла уехать с нами на поезде из Москвы и догоняла на самолете.

Перед отбоем устроили военный совет, подвели итоги дня: Людмила Петровна, которая ездила в Баргузин, рассказала нам, что учитель не советовал нам идти нашим первоначальным маршрутом, а предложил  новый  — более простой, но также ll категории. Мы подумали, взвесили все «за» и «против» и решили послушаться учителя и изменить маршрут.

Мы решили, что пойдем не по р.Нестерихе, а по ручью Гремячий (он протекает недалеко от п.Баргузин), перевалим через хребет,  спустимся по ручью Хожалый и потом по реке Большой Чивыркуй выйдем к Байкалу. Решив это, мы со спокойной душой легли спать.

На следующий день встали мы рано, чтобы успеть на автобус. Доехали до Баргузина. Там позавтракали в столовой и отправились на почту посылать последние письма и телеграммы. После этого мы пошли к дому того самого учителя, чтобы узнать подробнее о нашем новом маршруте и перерисовать те карты, которые у него были. Переговорив с учителем, мы двинулись к ручью и стали подниматься вверх по нему. Встали на ночлег около 5-6 часов вечера.

Утром мы продолжили свой путь. По замыслу  следующий ночлег планировался около охотничьей избушки.  Но в тот день нам не хватило сил и времени. Мы заночевали на узкой площадке на склоне хребта. Перед ужином мы разделились на 4 группы. Три группы разошлись  в разные стороны на разведку, а четвертая осталась на месте лагеря. Эта группа должна была поставить палатки и приготовить еду. Поздно вечером, после ужина, разведчики начали рассказывать, что они разведали. Оказалось, что избушка, до которой мы должны были дойти, стоит всего в 500 метрах.  Мы решили, что завтра дойдем до избушки, а там по ходу дела посмотрим, что будем делать. Приняв это решение, мы отправились спать.

На следующий день мы приступили к реализации нашего плана. Мы остановились около избушки и решили, что переночуем около нее, а сейчас пойдем на разведку перевала (мы стояли прямо под ним), а завтра уже двинемся через него. Примерно через полчаса мы двинулись в путь, оставив в лагере Алексашу, Елку и Татьяну. В течение двух часов мы поднимались к перевалу. Сначала мы шли по тропе, потом тропа стала постепенно исчезать, и на подходе к кедрачу исчезла совсем. К перевалу мы подошли прямо по осыпи. Но когда мы взобрались наверх,  мы увидели, что это вовсе не перевал.

Перед нами лежала небольшая долина, а за ней еще один хребет! Мы замерли в удивлении. Что же это такое? И где же настоящий перевал?? Куда мы попали???  К счастью мы скоро опомнились и взглянули на сложившуюся обстановку трезво и объективно. Оглядевшись вокруг, мы установили, что перевал, видимо, лежит правее, а мы перевалили через отрожек основного хребта. Поняв это, мы пошли на основной перевал. Слово «пошли» в этом случае употреблено неверно, так как мы не шли, а продирались через кедровый стланник. Был момент, когда мы лезли через какие-то скалы, мимо нас проползали свирепые грозовые тучи, и мы с некоторым страхом смотрели на них. В конце концов мы добрались до перевала и остановились, для того чтобы определить, где мы находимся и куда нам идти дальше. В течение получаса мы ориентировались, а затем спустились вниз. Внизу уже стояли все палатки, и мы сразу же стали стелиться. А вечером у нас появился больной. Заболела Елка. В связи с этим мы наутро не пошли на перевал, а сделали дневку в надежде, что Елке станет лучше, и мы сможем покорить перевал все вместе.

11 августа (т.е. на 5-й день нашего маршрута) мы двинулись на перевал. Добрались до него очень быстро и, перевалив через него, а затем немного поплутав, спустились наконец к р. Хожалому  и заночевали около него.

В последующие дни был какой-то кошмар. Мы все время куда-то шли, куда-то лезли, переправлялись через ручьи и речки. Вечером валились с ног от усталости, и все же нам удавалось (иногда) наловить рыбы, а в некоторые счастливые дни нам удавалось даже наесться. […ЭТО ТАКАЯ ШУТКА…]

В конце девятого дня маршрута перед нашими глазами раскинулась Чивыркуйская бухта озера Байкал. Мы вышли к п.Чивыркуй. В поселке нас встретили очень радушно и устроили ночевать в местном клубе.

«И в последний день маршрута

Мы увидели Байкал,

Закричали: «Здравствуй, милый,

Нас поласковей встречай!

А в поселке Чивыркуй,

Где разводят омуля,

Нас встречали, мыли в бане

Люди очень добрые.»

Да, действительно, в поселке находился цех рыболовецкого завода. Все население работало в этом цехе по разведению омуля. Директор цеха, бывший москвич, встретил нас очень радушно, помог, чем мог, и даже устроил для нас баню.

Потом по нашей просьбе он предоставил в наше распоряжение небольшой катерок  МРХ—101. Капитаном, а заодно и механиком, штурманом и матросом был молодой парень, которого мы звали просто Юра. Юра перевез нас в бухту Кедровую. В бухте мы прожили один день. За этот день мы успели наловить рыбы, сделали радиальный выход к небольшой вершине, которая была недалеко от нашей избушки, где мы остановились. Когда Юра приплыл за нами, ребята, которые ходили в радиалку, еще не вернулись. В лагере в тот момент были только  Людмила Петровна Захарова, Ольга Ройхель, Алексаша, Сергей Рютов, Каганчик, Илья Основин и Андрей Селин. Эти ребята напоили Юру его любимым киселем, а затем, когда пришли остальные, накормили обедом.

После обеда мы стали срочно собираться и вскоре погрузились на МРХ, или, как мы его прозвали, Малый Рыболовный Хрейсер. Юра доставил нас обратно в поселок уже вечером. Мы стали думать, что нам делать: ехать дальше в бухту «Кедровую», откуда мы должны были продолжить наш маршрут, или переночевать в поселке, а в «Кедровую» ехать только завтра утром. После долгих размышлений мы решили переночевать в поселке. В тот вечер мы устроили «Вечер встречи с местными жителями». Мы рассказали о себе, рассказали, где бывали и что видели, а директор рассказал, чем занимаются рабочие цеха, как разводят омуля и куда его потом отправляют.

Следующим утром мы на катере Юры были доставлены в бухту Змеевую, откуда должны были продолжить наш маршрут. В Змеевой бухте мы выгрузились около горячих источников, а Галина Григорьевна, Алексаша, Елка и Ольга Ройхель уехали на катере в поселок Курбулик за хлебом. Через два часа хлеборазведчики вернулись, и мы переправились на тот берег бухты, где не было народа, и мы были практически одни. Мы остановились на прекрасном большом песчаном пляже, в лесу недалеко стояла небольшая избушка, а рядом с ней стол, лавки и костровище. Так как у нас было немного времени, мы прожили на этом месте 2-3 дня. За это время мы успели совершить разведку по тропе, сделали радиальный выход на хребет, и вдоволь наелись байкальских окуней. В начале седьмого дня нашего проживания на Байкале мы снова двинулись на новый маршрут. В течение двух дней мы дошли до п. Курбулик, потом до п. Катунь. А там случилось ЧП. У нас заболели сразу два человека: Каганчик и Илья Основин. На следующий день мы на катерах вернулись в Курбулик, затем сделали несколько неудачных попыток уехать в Усть-Баргузин. В конце концов рыбаки довезли нас до угла бухты, откуда мы должны были пересечь перешеек и дойти по косе до Усть-Баргузина. Путь предстоял длиной 30 км, а так как у нас кончался контрольный срок, мы должны были пройти это расстояние за один день.  Мы выслали вперед ударную группу из четырех человек. Эта группа должна была дойти до Усть-Баргузина и всеми своими силами задержать автобус, с которым мы договорились, и который нас ждал в поселке. И ребятам это удалось! А на следующий день к двум часам (вместо девяти) подошла и остальная часть вместе с медсанбатом. На том наш поход и закончился. Мы благополучно доехали до Улан-Удэ, выкупили билеты и рано утром следующего дня уехали в родную Москву.