Пустыня Кызылкум. 1981. Дневник

Пустыня Кызылкум
Март 1981
Маршрут: Нукус — Султан-бобо — Кзыл-кала — Кават-кала — Кырк-кызкала — пос. Кырк-чай — Ой-кала — Турткуль — Бируни — Хива — Бухара

После долгих волнений и сборов — мы тут, в пустыне. Наша мечта сбылась.
Первый город Средней Азии — Нукус. Оттуда мы ездили смотреть Аму-Дарью, вечером просто гуляли по городу. Новая, неизвестная нам страна впервые открылась нашему взору.
Начались наши ходовые дни. Жара—страшная (или это нам так кажется после московской зимы). На всех привалах лечим ноги — к ходьбе еще не привыкли.
Кызыл-кала — первая крепость, которую мы видели.
Она была сооружена в | — ||| веке до н.э. В этой крепости мы видели первого и последнего скорпиона на нашем пути.
А дни идут!
Наслаждаемся пустыней — пески, саксаул, крепости. В крепостях залезаем во все дыры, ищем осколки кувшинов, керамики. Выходя из очередной крепости, заметили машину. Шофер предложил довезти нас до крепости Кыр-кыз кала. На ночевку мы встали внутри крепости. До самого вечера загорали, отдыхали, стирали в придорожной канаве. На следующий день решили честно идти пешком, но…сели на первую же машину, предварительно посмотрев верблюда в поселке Кыри-чай. Нас довезли до крепости Ой-кала, и повторился наш вчерашний вечер, но с некоторым разнообразием — вечером, за ужином мы услышали из стены крепости характерный свист и решили, что это змея, но оказалось, что это летучая мышь.
На этом пешеходная часть закончилась — утром мы уехали в Турткуль. Наше прибытие в цивилизованный мир не осталось незамеченным — местных жителей приходилось остерегаться, но Бируни нам понравился — шумный пестрый город.
После ночевки в детском саду мы съездили в крепость. Служащие детского сада устроили нам праздник — угостили местными сладостями и медом. Днем мы уехали в Ургенч.
Хива встретила нас дождем, поэтому мы не смогли сразу посмотреть город. Устроились мы в доме пионеров — в небольшом ветхом домике с маленьким двориком. Там была маленькая библиотека, так что дело у нас нашлось. С утра под дождем ходили по старому городу — Ичан-Кала.
Были в музеях, мечетях и мавзолеях.
Город не был разрушен немцами, так что в нем сохранились очень старые постройки, а также здания 19-го века. А дождь не кончался…
В Бухаре отличная погода. Мы весь день бродили по городу сами, были на всех городских рынках, блуждали по кривым улочкам, посетили исторический музей, мечети и минареты. А кругом—такое солнце, такая зелень…
И вот мы опять в Москве, опять зима, холод.